Учебно-исследовательская и проектная деятельность в воспитании экологической культуры обучающихся

Экологическое образование в современном мире считается приоритетным направлением. Это связано  с тем, что с каждым годом ухудшается экологическая обстановка на планете. Поэтому важно современному обществу прививать экологическое воспитание. Особенно важно прививать экологические знания подрастающему  поколению. Изучение экологии способствует осознанию того, что сохранение биосферы — непременное условие не только существования, но и развития человечества. Современное информационное общество нуждается  в образованных, нравственных, предприимчивых, которые могут самостоятельно принимать  решения, способны к сотрудничеству, отличающихся мобильностью, конструктивностью, обладающих чувством ответственности за судьбу страны и умеющих  быстро ориентироваться при стремительно меняющихся условиях.

Человек будущего — это всесторонне развитая личность, живущая в гармонии с окружающим миром и самим собой. Воспитание экологической культуры учащихся становится сейчас одной из важнейших задач общества и образования.

Одним из наиболее эффективных методов воспитания экологической культуры является организация учебно-исследовательской и проектной деятельности, которая  является  одной из форм работы с обучающимися в урочное и  внеурочное время.

Являюсь организатором и руководителем НОУ «ЭКОС» при центре детского творчества, где обучающиеся знакомятся с основными требованиями оформления и примерными темами  учебно-исследовательских и проектных работ. После чего они  в зависимости от своих интересов и склонностей выбирают темы, предложенные мной, или выбирают свою тему.

Результаты своих работ мы представляем на школьной и районной научно-практической конференции. Вот некоторые темы исследовательских работ моих учеников: «Охраняемые растения Еловского района и Пермского края», «Животные Красной книги Прикамья», «Экология жилья», «Живая и мертвая вода: миф или реальность», «Влияние питания на здоровье школьников», «Компьютер: друг или враг» и др.

Что научно-исследовательская работа дает детям? Работа с источниками информации позволяет не только отбирать нужное и главное, но и формировать специальные умения. Развивается мыслительная и познавательная деятельность, умения работать самостоятельно, в группах. В настоящее время удобным для иллюстрации материала служат компьютерные презентации, в которые можно включить фотографии, сделанные в природе, и наглядно показать процесс изменений.

Ежегодно в школе проводится «Неделя экологии». Для обучающихся проводятся различные мероприятия, в которых они принимают активное участие. Проводятся конкурсы поделок из природного материала, из вторсырья, участвуют в акциях «Покормите птиц зимой», «Каждому скворцу – скворечник», в проектах по озеленению школы. Проходят выставки экологических газет, плакатов, рисунков. Большое внимание уделяется поддержанию санитарного состояния внутри школы.

Особую роль играет природоохранная деятельность школьников. Проводятся различные акции по защите природной среды: подкормка животных (изготовление кормушек и домиков для птиц); эколайны – уборка мусора с территории школы и села; посадка растений; мероприятия по пропаганде и разъяснению необходимости охраны природы (беседы с обучающимися, родителями, изготовление плакатов, выпуск стенгазет).

В школе с апреля по июнь проводятся дни защиты от экологической опасности: «Международный день здоровья» – 7 апреля; «День экологических знаний» – 15 апреля; «Международный марш парков» – 18-22 апреля; «День Земли» – 22 апреля; «Международный день охраны окружающей среды» – 5 июня. Школьники представляют свои проекты по охране природы.

Основным критерием эффективности работы по формированию экологической культуры школьников является единство их экологического сознания и поведения. Поэтому очень важно укрепить в сознании каждого школьника понимание того, что человек принадлежит природе и его долг и обязанность заботиться о ней.

Экология как школьная дисциплина — чрезвычайно благодатная область для развития творческой личности. С другой стороны, изучение экологии без применения творческих идей вряд ли приведет к повышению уровня экологического образования. Какие бы теоретические знания по экологии не получил человек в школе, они не будут использоваться эффективно при отсутствии дивергентного подхода к решению экологических проблем, поэтому для обучающихся 10-11 классов проводится элективный курс «Экология Пермского края».

Работа в области экологии очень интересна детям, и держится она на  заинтересованности ребят и на энтузиазме учителя. Дети особенно остро чувствуют неискренность взрослых, поэтому учителя должны сами осознавать важность охраны природы — только тогда успех обеспечен.

Павлова Марина Витальевна, учитель биологии

Муниципальное общеобразовательное учреждение « Еловская средняя общеобразовательная школа»

с. Елово  Пермского края